Транспортировка и переработка сталеплавильного шлака

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Транспортировка   и   переработка   сталеплавильного   шлака
 
1. Введение.
Настоящая инструкция предназначена для ведения технологического процесса транспортировки и переработки шлаков электросталеплавильного   производства.
Все технологические операции, изложенные в данной инструкции, учитывают безопасную работу обслуживающего персонала.
Ответственность за выполнение инструкции в смене возлагается на шлаковщиков, бригадира шлакового двора, водителей автошлаковозов, сталеваров.
Контроль за выполнением инструкции осуществляется начальником участка шлакового двора, сменными мастерами и начальниками копрового цеха
2. Основные требования к шлаковым чашам вместимостью 16 м3.
Шлаковая чаша, подаваемая под печь, должна удовлетворять следующим   требованиям:
2.1.   Быть чистой от металла и   скрапа.
2.2.   Иметь   исправные   цапфы   и   корпус.
2.3.   Обработана известковым раствором     (сплошным     слоем   по внутренней поверхности чаши толщиной не менее 2 мм).
3. Основные   свойства   шлака.
Насыпная    плотность   твердого   шлака   1,6 т/м3.
Истинная плотность шлака 2,5 т/м3.
Выход шлака при плавке составляет   (200+,-20) кг/т стали,
4. Транспортировка шлака.
Транспортировка шлака от сталеплавильных печей и из разливочного пролета осуществляется специальным самоходным транспортным средством—автошлаковозом в специальных шлаковых чашах вместимостью   16 м3.
Шлаковые чаши, наполненные шлаком, автошлаковозом транспортируются на остывочную площадку или на шлаковый двор. С остывочной площадки, после затвердевания шлака в течение 24 часов или после образования на поверхности шлака корки в течение не менее 2—3 часов, чаши транспортируются на шлаковый двор   для   переработки   шлака.
4.1. Транспортировка жидкого шлака от  электросталеплавильных печей.
По окончании плавки шлаковая чаша выкатывается на шлаковозной тележке из-под печи в транспортный пролет сталеплавильного участка. Автошлаковоз въезжает в цех с порожней чашей и устанавливает ее на пол транспортного пролета. Затем автошлаковоз направляется к чаше с жидким шлаком, находящейся на шлаковозной тележке. При приближении к чаше рукоятки подъемного механизма опускаются настолько, чтобы захваты рукоятей находились ниже уровня цапф чаши. После опускания рукоятей выдвигаются опорные гидроцилиндры до отрыва колес задних осей от пола и после этого начинается подъем чаши. Подъем выполняется до конца, убираются опоры и автошлаковоз перемещается для установки чаши на пол транспортного пролета. После установки чаши рукояти опускаются до выхода цапф из захватов, убираются опоры и автошлаковоз   перемещается   к   порожней чаше.
Поднимается порожняя чаша, выполняется маневр шлаковозом  для  того, чтобы выставить автошлаковоз на одну ось со шлаковозной  тележкой и установить чашу на тележку. После окончания операции и перемещения шлаковоза к чаше с жидким шлаком опускаются рукояти до нижнего уровня, выдвигаются опоры и начинается   подъем   рукоятей   и   чаши.
После того, как чаша со шлаком займет транспортное положение, т. е. будет находиться на рукоятях над платформой транспортного средства (при этом рукояти должны дойти до отказа), убираются опоры и начинается движение. Выехав из ворот сталеплавильного цеха, автошлаковоз направляется на площадку остывания шлаковых   чаш    или   на   шлаковый   двор.
На площадке остывания чаша транспортируется до отведенного места, затем выдвигаются опоры и чаша опускается на пол.
4.2.    Транспортировка   шлака   от   УНРС. Транспортировка шлака из   разливочного пролета производится
автошлаковозом в тех   же шлаковых чашах, которые применяются на   сталеплавильном участке.
Автошлаковоз доставляет в распределитльный пролет подготовленную порожнюю чашу и устанавливает ее на пол. После установки порожней чаши автошлаковоз загружается чашей со шлаком и транспортирует ее на остывочную площадку или на шлаковый двор.
4.3. Транспортировка шлака на шлаковый двор и слив шлака.
Освободившись от чаши с жидким шлаком на остывочной площадке, автошлаковоз подается к чаше с остывшим шлаком и поднимает ее в транспортное положение для транспортировки на шлаковый   двор.
Для транспортировки жидкого шлака сразу на шлаковый двор от электропечей или УНРС чаша наливается шлаком неполно. Расстояние от верхней кромки чаши до уровня жидкого шлака в ней должно быть не менее 0,3 м. В зимнее время дороги и подъездные пути очищаются от снега и льда и посыпаются песочно-солевой смесью. Состояние дорожного   полотна должно обеспечивать   транспортировку шлака без толчков. Для разгрузки автошлаковоз задним ходом подается к краю шлаковой ямы.
После остановки шлаковоза выпускаются опоры и включением подъема рукоятей начинается подъем шлаковой чаши. После перехода рукоятями наивысшей точки производится блокировка чаши и опрокидывание    ее.
При достижении низшей точке: включается доопрокидывающая рама, чем   обеспечивается максимальный угол   опрокидывания.
Слив жидкого шлака осуществляется малой струей. Автошлаковоз в месте слива шлака должен быть защищен от брызг шлака бортом высотой не менее 1,5 м, место для приемки жидкого шлака на шлаковом  дворе должно быть очищено от увлажненного шлака и других влажных материалов. Уровень заполнения шлаковй ямы в месте слива шлака должен находиться на расстоянии не менее   1,7 м  от верхней кромки защитного борта.
Кантовка чаш с жидким и застывшим шлаком должна производиться   в   равных   зонах   шлакового   поля.
5.   Переработка шлака.
5.1.   Технологическая   схема   переработки   шлака.
Участок переработки электросталеплавильных шлаков имеет в своем составе остывочную площадку   и шлаковый двор.
На шлаковом дворе производится опорожнение шлаковых чаш, первичная переработка шлака, разработка остывшего шлака с помощью магнитогрейферных кранов и экскаватора, извлечение из шлака металлического скрапа, отгрузка шлака по назначению.
Состав   шлакового    двора:
—   крановая   эстакада с тремя электромостовыми   кранами;
— шлаковая траншея глубиной 3,5   м и объемом   12000 м3;
—   восемь   специальных   заездных   площадок;
—    установка по   приготовлению    известкового   раствора.
Траншея шлакового двора условно в поперечном сечении разделена на три зоны: 1 — кантовка чаш во шлаком, 2 — охлаждение   шлака, nbsp;   3   —   разработка шлака.
5.2.   Переработка шлака по зонам шлакового двора.
5.2.1. Первая зона.
Производится кантовка шлаковых чаш. Дно траншеи перед кантовкой чаш должно Сыть ровным и сухим, дренажная система проверена шлаковщиком. Работоспособность дренажа должна обеспечивать полный отвод технологических и поверхностных вод и проверяться 1 раз в квартал. Отделение первичной переработки шлака должно быть оборудовано световой и звуковой сигнализацией. Сигнализация должна включаться на все время слива шлака.
Скантованная (порожняя) чаша по сигналу шлаковщика автошлаковозом   вывозится на площадку для опрыскивания известковым раствором. Шлак (козел), зависший в чаше, выбивается грузом, подвешенным к специальному крану усиленной конструкции грузоподъемностью 16 тс/16 тс (груз до 3 тонн), либо методом падения на специальном стенде. Перед выбивкой чаша снимается с лафета шлаковоза краном грузоподъемностью 100/20 тс при помощи траверсы грузоподъемностью 90 тс и ставится на площадке, указанной бригадиром   шлакового   двора. После ухода автошлаковоза Шлак заливается водой из расчета 0 5—0,6 м3 воды на одну тонну шлака.
Шлак в первой зоне охлаждается водой послойно до наполнения 2/3 объема зоны. Конструкция разбрызгивающих устройств системы водяного охлаждения должна обеспечивать равномерную подачу воды на поверхность шлака. Полив водой мест, не залитых шлаком, запрещается.
5.2.2.    Вторая    зона.
Производится охлаждение (термодробление) шлака, извлечение металла из шлака с помощью специального магнитного крана усиленной   конструкции   грузоподъемностью    16 тс/16 тс.
Металл (скрап), который магнитный кран не берет, собирается краном при помощи строповки тросами и складируется в отведенном месте. Отправка габаритного металла (скрапа) в копровый цех производится   автотранспортом.
5.3.3.   Третья   зона.
Производится разработка и отгрузка остывшего шлака. Шлак экскаватором загружается в автотранспорт и отправляется по назначению.
Разработка и отгрузка шлака экскаватором разрешается на расстоянии не менее 50 м от места слива шлака. В случае, если это расстояние менее 50 м, работы по разработке на время слива шлака должны быть приостановлены, а   обслуживающий персонал   удален.
В случае резкого ухудшения видимости в отделении (траншее) из-за поступления пара от места слива шлака или неблагоприятных погодных условий, должно включаться дополнительное освещение. При недостаточной освещенности работы по разработке и отгрузке шлака должны быть приостановлены.
После заполнения шлаком первой зоны и разработки третьей их значение меняется. Экскаватор приступает разрабатывать вторую зону, в первой зоне производится охлаждение шлака водой, третья зона заполняется шлаком.
В дальнейшем работы по переработке шлака проводятся в той же   последовательности.
6. Подготовка шлаковых чаш.
Внутренняя поверхность чаши опрыскивается известковым раствором. Чашу, после освобождения ее от шлака, подают на установку под распылительную форсунку и на внутреннюю поверхность наносится сплошной слой известкового раствора. Время обработки одной   чаши   на   установке    не   менее    30   секунд.
Для опрыскивания известковым раствором шлаковые чаши должны подаваться в горячем состоянии с температурой, обеспечивающей полное удаление влаги из раствора.
7. Подготовка   известкового   раствора.
Известковый раствор готовится путем гашения сухой обожженной извести водой. Известь поступает из цеха обжига извести в саморазгружающихся контейнерах вместимостью 0,8 м3. Контейнер с известью с помощью кран-балки ставится на приемный бункер извести и разгружается. После разгрузки открывается электрозадвижка на трубопроводе воды, подведенной к баку. При достижении заданного уровня воды в баке, электрозадвижка на трубопроводе автоматически закрывается и дается звуковой и световой сигнал. Включается мешалка. Известь из бункера через дисковый питатель и течку  загружается в указанный бак-мешалку, где производится гашение извести   водой   в   течение    1—2   часов.
Из растворного бака известковый раствор самотеком через фильтр-грязевик подается в расходный бак-мешалку, где разбавляется водой. Подача воды в бак-мешалку регулируется с помощью верхнего реле-уровня, при достижении которого на подводящем трубопроводе воды закрывается электрозадвижка и дается звуковой сигнал. Готовый раствор по мере поступления шлаковых чаш подастся рабочими насосами на форсунку и распыляется на внутреннюю поверхность   чаши.